Блог дальневосточного Дикаря ;)

понедельник, августа 15, 2016

Ходоки - 2016. Часть 23. Приключения в Царстве самолётов (музей ВВС в Монино)

    Название подмосковного населенного пункта Монино является для любителей истории авиации таким же нарицательным, как Кубинка для танкистов. Именно здесь располагается Центральный музей Военно-воздушных сил России.


    Ранее мы уже смогли попасть в Кубинку на танковую броню, о чем подробно написано в одноименном посте блога -  "В Кубинку на броню". На самолёты тогда не хватило времени и пришлось ждать целых два года, пока не вырвались с Дальнего Востока в очередное путешествие по западной части России. А в этот раз доехали! Ура! Хотим поделиться тем, что стоит предусмотреть для осуществления данной миссии.


    Первым делом надо знать, что музей НЕ работает в понедельник и вторник. В эти дни максимум, что вы сможете - поцеловать закрытые ворота и при подпрыгивании увидеть один или два хвоста самолетов, стоящих на открытой площадке в глубине территории.
    Второй нюанс: время работы! С 9 часов утра и до 15-16 часов дня. При этом продажа билетов заканчивается ещё на час раньше. Сам же пропуск на объект можно приобрести в местной кассе абсолютно без проблем за 150 руб. Есть ещё много вариантов снижения цены для детей, льготников и разных других категорий граждан, но у нас идет речь об обычном среднестатистическом россиянине.


    Из всего вышесказанного следует только один вывод: чтобы посмотреть на самолётики, необходимо будет встать пораньше, так как до музея надо будет ещё добраться. Доехать до Монино можно разными вариантами - на машине, на маршрутке, на электричке.
    Автомобили используют в основном местные или те, кого согласились свозить друзья или родственники. Остальным предстоит трястись на маршрутках от конечных станций московского метрополитена или покачиваться в электричках, следующих в данном направлении с Ярославского вокзала. Время в пути везде примерно одинаковое и занимает чуть более часа.
    Мы выбрали поезда! Их много и там ехать посвободнее, да и потом удобнее прогуляться по самому городку.


    Монино - городок бывших военных.
    До 1956 года здесь находилась авиационная дивизия. После её расформирования помещения были отданы для создания Центрального музея ВВС, который после нескольких лет подготовительных работ открыл двери для посетителей 23 февраля 1960 года. Большая часть городка оставалась закрытой еще более полувека (до августа 2012 года), так как именно тут располагалась Военно-воздушная академия им. Ю.А.Гагарина.
    О том, что здесь были вояки, напоминают здания заброшенных казарм, заколоченные КПП, памятники-захоронения военных летчиков, покосившиеся заборы. Люди продолжают жить на этом месте и далее, мотаясь на работу в столицу или занимаясь торговлей возле федеральных подмосковных трасс. Работают магазины и железнодорожная станция. В остальном же полное захолустье, которое очень напомнило брошенный военными, раздолбанный и заросший городок Переяславка-2, что влачит своё существование в 60 километрах от Хабаровска.


     От железнодорожной станции до музея надо пройти чуть более километра. По навигатору или задавая вопросы прохожим. Мелкие стрелочки указателей, прикрученные проволокой к деревьям, попадаются уже на подходе к цели поездки. Честно говоря, в процессе прогулки складывается ощущение, что и музей будет таким же захолустным. Но к счастью это не так!
    Огромный плюс для туристов в том, что можно фотографировать всё и никто тебе слова не скажет. Хочешь - со вспышкой, хочешь - без неё. Классно!



    В первом же павильоне забываешь про всё увиденное ранее и всецело отдаешься во власть авиации. История веет с каждого экспоната: двигателя, оружие, части существовавших и прототипы древних машин, вещи знаменитых летчиков и предметы, которые брали с собой с полеты пилоты прошлого века.







    Здесь же можно потягать штангу знаменитого летчика-испытателя Михаила Громова. Того самого, что в качестве летчика-инструктора и командира отряда Серпуховской высшей школы воздушного боя, стрельбы и бомбометания обучал Валерия Чкалова. Штанга в музее находится не случайно! Как гласит история, Громов в 1923 году стал чемпионом СССР по тяжелой атлетике.




    Первым реальным самолетом, с которым сталкиваешься на экспозиции, становится знаменитый "ишачок" И-16, созданный в конструкторском бюро Поликарпова. Эти машины успешно защищали небо с 1936 года и по 1941 год. С началом Великой Отечественной войны самолет стало понятно, что машина устарела и не может тягаться с немецкой техникой. Летом - осенью 1941 года "ишачки" выживали в небе от одного до трех боёв.


    Во втором зале сердце начинает биться более чаще! Перед взором предстают знаменитые боевые самолёты Второй мировой войны. Этажерка "ночных ведьм", "летающая крепость" "ИЛ-2" и многие другие. Стоит отметить, что большая часть экспозиции состоит из отреставрированных оригинальных боевых машин и только единицы являются макетами, изготовленными по спецзаказу.






    Шедевром коллекции и главным экспонатом можно смело считать Ла-7, который принадлежал Ивану Кожедубу. За свою боевую карьеру он совершил 330 вылетов и в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника.
    Кстати, посетители ошибочно считают, что всё это он совершил именно на этой машине. Это не так. Кожедуб начинал свой боевой путь на разных машинах и только в августе 1944 года, получив звание капитана, он был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка и стал воевать на новом истребителе Ла-7. К тому времени на его счету уже было 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолетов.


    На этой позитивной ноте с сожалением приходиться покидать павильон, чтобы увидеть основную "уличную" часть музея. На достаточно большой территории под открытым небом собраны десятки самолётов и вертолетов, причем не только эксплуатировавшихся, но и экспериментальных моделей.



    Вот где место разгуляться!!! Машины на любой вкус. Истребители, бомбардировщики, транспортные, пассажирские, учебные, с разными вариантами двигателей, шасси и т.д., и т.п.
    Всех посетителей эффектно встречает огромный транспортный вертолет В-12(Ми-12). Это громадина способна поднять груз весом в 25000 кг на 3500 метров. На этой махине был установлен рекорд грузоподъемности - 40000 кг подняли на два с четвертью километра!



    Гуляя между рядами истребителей, выходишь к другой легенде российской авиации - Ту-144. Это первый и один из двух в мире (вместе с иностранным "Конкордом") типов сверзвуковых лайнеров, которые использовались в гражданской авиации для коммерческих перевозок.



    Самолёт оказался крайне сложным и нерентабельным в эксплуатации. Даже при цене на билет, которая превосходила обычную в полтора раза, эксплуатация была непомерна дорога и убыточна. Через семь месяцев коммерческие перевозки были прекращены. В дальнейшем Ту-144 использовался только для срочных и специальных перевозок (прилетал и в Хабаровск).
    В итоге было совершено 102 рейса, из них 55 пассажирских.
    Позднее совершались только испытательные полеты и несколько вылетов с целью установления мировых рекордов.


    Монинский Ту-144 является тем самым самолётом, который впервые совершил коммерческий рейс по маршруту "Домодедово - Алма-Ата" в 1975 году. С 2005 года он реставрируется с помощью волонтеров на средства спонсоров. На что найдут деньги, то и чинят. Одна только покраска оценивается миллионами рублей.



    Кроме этого в очереди на реставрацию стоят довольно много различных самолетов. На данный момент они грустно топчут полянки, утопая по брюхо в траве в стороне от основной экспозиции.





    Каких только воздушных "крокозябр" не увидишь. Что только не выдумывали конструкторы, чтобы заставить железяки парить как птицы! Одному дадут гигантские крылья, а другому пару обрубков. Одного винтами обвесят, а другого сбрасывают с высоты несколько километров со словами "пари орел до хаты сам". Много интересных моделей! Очень много!









    Особо понравился титановый монстр, сверхзвуковой истребитель авианосцев Т-4 (проект 100). Огромнейшая махина способна нестись по небу со скоростью в 3500 км/ч и подниматься на высоту до 24000 метров. При этом еще и таскать крылатые ракеты.
    Интересно то, что после взлета и подъема носового обтекателя в рабочее положение (для осуществления сверхзвукового полета) экипаж не мог видеть окружающее пространство вообще. Связано это было с тем, что на носу не было остекления (как у аналогичной конструкции в Ту-144). Оно на скорости в 3000 км/ч просто расплавилось бы от нагрева. Полет производился только по приборам.
    Самолет сделал десяток успешных вылетов, но в серию не пошел, хотя и планировалось производство. Уж очень он оказался дорогим. Очень!



    Рядом с ракетоносцем притаился ещё один ангар, куда попадают через дверь под необычной вывеской "Уникальные летательные аппараты".


    В этом павильоне собраны различные аппараты, которые или где-то засветились в истории, или прототипы чего-нибудь, или просто непонятные конструкции, которые между делом подбросили, а они полетели и не упали.
    Так гандола стратостата "Волга" не просто была поднята воздушным шаром на высоту 25,5 километров, но с неё еще и выпрыгнул человек! В свободном падении он летел более 4 минут и приземлился на парашюте. К сожалению его напарник погиб, так как произошла разгерметизация скафандра.


    Смешно смотреть на пассажирский самолёт, который высотой по плечо взрослому человеку. Его уникальность в том, что это первый цельнометаллический летательный аппарат. До этого в конструкциях самолетов широко применялось всё, что попадет под руку - доски, фанера, брезент. В производство он не вышел, но в далеком 1924 году многое изменил в самолетостроении.


    Летающая железяка, которую я обозвал для себя "ступа Бабы Яги". Может взлетать вертикально, висеть, перемещаться по горизонтали, меняя траекторию под любым углом. Сделано сие чудо техники еще в 1958 году.


    АНТ-25. Знаменитый самолет, испытанием и пилотированием которого занимался Михаил Громов. На нем был осуществлен рекорд дальности перелета, составивший 13000 км.


    Среди прочего изобилия летательной техники мне больше всего понравился "Илья Муромец" Сикорского. Старичок вызывает восторг и уважение. При кажущейся хрупкости он таскает на себе четыре двигателя и вооружение. В 1915 году на нем впервые в мире подняли в небо бомбу весом в 400 кг.
    В целом модель была довольно успешной и в небо смогли подняться более сотни самолетов подобной конструкции.



    Вот таким мы увидели главный авиамузей страны. На фотографиях в блоге только мизерная часть коллекции и если выкладывать весь привезенный из поездки архив, то пост будет длиной в несколько метров. При этом снималось далеко не всё! Потому настоятельный совет: посмотрели, почитали, попускали слюни, а теперь всё это забыли и бегом в музей! Смотреть на самолёты своими глазами!

    p.s. Есть разница между тем, как воспринимают подобные музеи мужчины и женщины, хотя семейное или дружеское положение обязывает действовать по принципу "Надо всё смотреть вместе".
    "Ой, мля сколько всего!!!!", - с восторгом вырвалось у меня в очередном ангаре.
    "Ой, мля сколько ещё всего!!!!", - с ужасом подумала супруга и пошагала следом.
    Так и живем, уступая друг другу. Периодически :))))))))))

Комментариев нет:

Отправить комментарий